Сайт родителей детей с СДВГ (Синдромом дефицита внимания и гиперактивности)
 
Сказка о «Пятерке»

Сказка о «Пятерке»

Опубликовано в журнале «Мама, папа, Я». – 2010. – №4. – С.24-25.

Семенова О.А.
(Авторский вариант)

 

К концу учебного года, многих родителей беспокоит вопрос о том, что они увидят в дневниках своих детей. Без сомнения большинство из них надеется обнаружить там хорошие отметки. Конечно, каждый будет рад, если так и окажется. Никто не усомнится в том, что «пятерки» это хорошо… ведь так?

Попробуем подумать, что на самом деле стоит за нашим отношением к отметкам.

Система оценивания в баллах знаний и поведения учеников существует не одно столетие. В мировой педагогической практике первые отметки датируются XVI, а в российской – VIII веком. Примерно с этих же пор не прекращаются споры по поводу оправданности такого подхода. Конечно, изначально отметки были придуманы, чтобы педагог мог объективно оценить, насколько учеником усвоен тот или иной учебный навык. И было бы хорошо, если бы отметка оставалась внутренним делом педагога, ученика и родителей: все участники учебного процесса, поглядев на объективное состояние дел, могли бы решить, устраивает их это или нет, и понимали бы в каком направлении следует двигаться дальше. Однако за историю своего существования отметки приобрели совсем другой смысл.

«Пятерка» и личный успех. Безусловно, «пятерка» в нашем сознании синоним успеха. Быть успешным, значит быть первым. И наше общество это поощряет. Если ты получил «пятерку» – ты правильный, молодец, усердный, старательный, умный, положительный во всех отношениях человек. Если твоя отметка «двойка» – ты неправильный, нерадивый, лентяй, да и попросту дурак. «Пятеркой» можно гордиться, она возвышает и означает выигрыш в конкурентное борьбе. За «двойку» нужно испытывать чувство стыда. «Двойку» нужно исправлять. И это исправление не просто переход от слабого знания и умения к более глубокому и сильному, не повышение своего уровня в овладении тем или иным предметом, а исправление в том смысле, в котором должен исправиться человек, вставший на скользкий путь. В противном случае — неминуемое попадание на обочину социума, общественное осуждение. При этом «пятерка» не является чем-то устойчивым, закрепленным за человеком. Это — сиюминутный успех, который в любой момент может смениться на свою противоположность. «Пятерка» держит в постоянном напряжении того, кто боится утратить первенство, потерять влияние и власть. «Пятерку» нужно регулярно подтверждать, чтобы не услышать однажды за своей спиной довольный шепот соперника «Акелла промахнулся!».

Кому нужны «пятерки»? С отметками мы сталкиваемся довольно рано, в начальной школе. До этого момента личный успех каждого из детей вещь не очевидная. Детям самим не приходит в голову выяснять кто круче. Такое происходит только тогда, когда этот вопрос волнует окружающих ребенка взрослых. В контексте успешности «пятерка» это всегда сравнение с другими, а не с самим собой. Рост и личное развитие нужны каждому: и малому, и старому. Победа в борьбе даже в животном мире удел исключительно взрослых особей. Детям «пятерки» не особо нужны, потому что не имеют для них личностного смысла. На вопрос, «Для чего тебе нужны «пятерки»?» дети затрудняются ответить или отвечают хорошо заученными фразами, например, «Чтобы поступить в институт». Один мальчик сообщил, что «пятерки» ему нужны, чтобы висеть на доске почета, однако, в реальности он делал все, чтобы этого не произошло.

«Пятерка» нужна некоторым учителям как доказательство их профессионального успеха. Чем больше в классе отличников и чем меньше двоечников, чем больше побед на разных конкурсах, тем заслуженнее педагог. Если педагог стремится к общественному признанию, то слабый ученик становится нежеланным гостем в классе, способным снизить общие показатели. Думаю, каждый сможет припомнить, какие приемы используют некоторые учителя, чтобы не допустить такого снижения. Не самый худший пример – история одной учительницы, которая накануне городской контрольной обзвонила родителей всех отстающих учеников и попросила просто не приводить их в школу, а больному «отличнику» строго-настрого велела прийти и написать работу, несмотря на температуру.

«Пятерка» это отметка, которую многие взрослые считают критерием своей родительской состоятельности. Если ребенок получает «пятерки», родители могут с гордостью сообщить об этом своим знакомым. С помощью детских «пятерок» можно одержать моральную победу над конкурентом. Очень часто взрослым нужно, чтобы их собственные родители убедились в том, что они на что-то способны, например, воспитать успешного ребенка. Если ребенок «двоечник», то об этом стесняются говорить, это превращает родителей в глазах общества в неудачников. Чтобы сохранить лицо, они прикладывают множество усилий. Например, пытаются скрыть истинное положение дел, заставляя ребенка по десять раз переписывать домашние, а иногда и классные, еще не проверенные учителем, работы, чтобы в них не было ошибок. На вопрос, зачем их ребенку нужны «пятерки», родители часто отвечают, что это нужно, чтобы ребенок смог поступить в хороший ВУЗ. И было бы не удивительно, если бы речь шла о десяти-одиннадцатикласснике. Но, как правило, так рассуждают родители младших школьников, которым до института так же далеко, как до небес.

Таким образом, у детей нет истинного стремления получать «пятерки». В самом лучшем случае, они могут стремиться порадовать маму с папой, если видят, что «пятерки» для чего-то тем нужны. Что же получается, если ребенок должен удовлетворять не свою, а чью-то чужую потребность?

«Пятерка» и тревожность. Если взрослые нуждаются в «пятерках» своего ребенка, а ребенок, как хороший сын или хорошая дочь, заботится о своих родителях и хочет их радовать, то он вынужден нагрузить себя ответственностью, причем не за самого себя. Если он не принесет «пятерку», то это расстроит родителей, развеет их надежды и не оправдает их ожидания. Тогда ребенок начинает тревожиться, опасаясь, что что-то, не зависящее от него, может помешать ему доставить удовольствие родителям. Так, у одной девочки сформировался стойкий страх того, что она не сможет вечером заснуть, утром будет сонная и не сможет хорошо учиться в школе. В результате, она действительно не могла заснуть и звала маму, чтобы та с помощью специального ритуала избавила ее от страха.

Детей, испытывающих тревогу по поводу оценок, легко узнать по беспокойным движениям рук, бегающему взгляду и вопросам, которые они задают на приеме психологу: «А я все хорошо сделал?», «А какую отметку Вы мне поставите?».

Порой страх не получить «пятерку» становится таким сильным, что мешает нормально учиться. Так, некоторые дети боятся отвечать у доски, начинают заикаться во время устного ответа, впадают в панику на контрольных.

Во взрослом возрасте такие люди не могут отдаться работе, потому что постоянно находятся в состоянии тревожного ожидания по поводу того, как их труд оценят другие.

К сожалению, в том виде, в котором отметки существуют в системе образования, они сами по себе являются провокаторами тревожности. Одно из свойств отметки — ее нестабильность. Дети никогда не знают наверняка, что они должны сделать, чтобы получить тот или иной результат. У многих из них есть ощущение своей беспомощности перед оценкой. «Сколько бы я ни старался, у меня никогда не получается все сделать правильно», говорят они. Кроме того, отметка часто бывает субъективной. Известно, что некоторые учителя оценивают ребенка в зависимости от своего к нему отношения: любимчикам отметки завышают, а тем, кого недолюбливают — занижают. Некоторые манипулируют отметками, чтобы добиться от ребенка или его родителей того или иного поведения.

Иногда, в силу особенностей своего развития, ребенок объективно не может соответствовать требованиям обучения, и тогда отметки становятся его палачами, потому что через них он убеждается в своей неполноценности. Отметка оценивает не старания, не личный вклад, а только лишь конечный результат, обесценивая тем самым то, что намного важнее для стабильной и счастливой жизни.

«Пятерка» и уважение. Отметка по сути своей является ярлыком, ставит вопрос о ценности личности. «Отличника» уважают, а «двоечника» презирают. Средства, которые используют взрослые, чтобы сделать из «двоечника» приличного человека, часто унизительны. Его позорят перед классом и перед посторонними людьми. Его наказывают, в том числе физически. Его лишают того, что он считает ценным (игр, прогулок, еды, общения). Его сравнивают с более успешными детьми, приводя последних в пример. Ему откровенно сообщают, что о нем думают, порой в грубой форме. Часто все другие качества ребенка отходят на второй план. Никого не интересует, что он добрый, любит животных, хорошо рисует, помогает по хозяйству. «Двойка» вызывает желание не помочь ребенку, а осудить его. Если ребенок отстает в учебе, все силы бросаются на то, чтобы заставить его исправиться. Лишь потом, да и то не всегда, в голову взрослых приходит мысль, что ребенок стал «двоечником» не по своей доброй воле, а потому, что ему что-то мешает. Однако за это время ребенок убеждается в своей неполноценности. Он знает, что ничего не может сделать хорошо. Им всегда недовольны. Родители и учителя для ребенка авторитетны, и поэтому он быстро уверяется в том, что он плохой, что его не за что уважать. Из этой позиции невозможно делать что-то хорошее, невозможно творить, создавать, воспитывать детей. Из позиции «я плохой» можно только разрушать: себя и мир вокруг.

«Отличник» также как и «двоечник» оказывается в группе риска. Конечно, его уважают, но, одновременно, завидуют, недолюбливают, ждут, когда он допустит ошибку. С высоты падать всегда больнее, поэтому «отличник» должен прикладывать сверхусилия, чтобы поддержать свое реноме. Эта «гонка вооружений» выматывает, лишает сил, противопоставляет человека толпе. В детском возрасте хорошие отметки испытывают гордыню. «Отличники» порой презирают менее успешных, демонстрируют им свое неуважение, при выборе друзей ориентируются не на человеческие качества, а на статус потенциального приятеля.

Именно такие метаморфозы могут происходить с личностью ребенка под влиянием системы школьных оценок.

«Пятерка» и мотивация к обучению. Отметки сами по себе не могут мотивировать к обучению. Напротив, они являются мощным демотивирующим фактором. Учиться на одни «пятерки» практически невозможно. Всегда могут сложиться обстоятельства таким образом, что вместо «пятерки» выйдет нечто иное. Часто эти обстоятельства не поддаются контролю того, кого оценивают. Это может быть плохое настроение учителя, неважное самочувствие самого ученика и многое-многое другое.

Хотеть учиться ребенок будет только в том случае, если учеба его не выматывает, если она не опасна для психики, если из-за нее не страдают отношения с близкими людьми, если он не чувствует себя законченным неудачником, если учеба попросту интересна и если он понял и принял для себя ее необходимость. На практике мы часто видим иную картину. Ребенок постоянно учится, не имея времени на отдых. Ребенка наказывают и, порой, жестоко, если он учится не достаточно хорошо. Ребенка отвергают и с ребенком конфликтуют на почве учебы. Ребенка унижают, обзывают, сравнивают с другими, более успешными (получающими «пятерки») детьми. Обучение проходит в формальной, сухой манере, не способной заинтересовать даже самого любопытного ученика. А самое главное, ребенок в душе не понимает, ради чего он должен терпеть все эти мучения.

Против всех этих неприятностей психика ребенка пытается защититься. Самый простой и наименее «энергозатратный» способ защиты — уход от проблемы: физический ли, эмоциональный ли. Ребенок прогуливает уроки или присутствует на них формально, не включаясь, «забывает» про домашние задания, старается их скрыть, не проявляет интереса к чему-либо, связанному с учебой. Иногда, чтобы сохранить лицо, он делает вид, что учится, списывая домашние задания у соседа по парте или из решебника, подделывая отметки в дневнике.

Таким образом, отметки стимулируют к созданию видимости учебы, а не к самой учебе, а у взрослых – к созданию видимости деятельности, а не к самой деятельности.

К сожалению, мы приходим к неутешительному выводу о вреде для развивающейся личности отметок при их нынешнем содержании.

Однако отметки были, есть и будут. Можно ли как-то уберечь ребенка от их пагубного влияния?

В первую очередь, думающий взрослый может задать себе вопрос «А нужны ли мне «пятерки» в дневнике моего сына (или дочери)?». Если ответ будет положительным, то следующий вопрос «Буду ли я страдать, если вместо «пятерок» в дневнике будут какие-либо другие отметки?». Если Вы честно признаетесь себе, что будете, то попробуйте разобраться, зачем Вам нужны «пятерки» Вашего ребенка. Ведь страдания всегда означают, что нечто, из-за чего мы сильно переживаем, представляет для нас очень большую ценность, а обладание этим удовлетворяет какую-то нашу сильную потребность. Согласитесь, что было бы несправедливо, если бы ребенок становился средством удовлетворения Вашей личной потребности? Свои потребности нужно удовлетворять самим, никого при этом не используя.

Если Вы можете спокойно пережить разнообразные отметки, которые получает Ваше чадо, отнестись к ним как к данности, и не пытаться выжать из ребенка результат, то считайте, что пол-дела уже сделано.

Далее приведем несколько советов, которые могут помочь Вам уменьшить повреждающее воздействие на личность ребенка системы оценивания:

  • Если Ваш ребенок переживает из-за отметок, плачет или скрывает их от Вас, боится контрольных и самостоятельных работ, то стоит задуматься, не слишком ли Вы перегибаете палку, пытаясь вырастить «отличника»;
  • Если Вашему ребенку все равно, какие отметки он получает, задумайтесь, не является ли его равнодушие напускным. Возможно, он пытается таким образом защититься от чрезмерной критики и Ваших негативных переживаний;
  • Если Ваш ребенок получает стабильно низкие отметки по одному или нескольким предметам, не спешите обвинять его в лени. Попробуйте сначала разобраться, что за этим стоит. Может быть, у него не складываются отношения с педагогом, может быть, есть физиологические причины, которые мешают ему осваивать навыки и знания, например, плохая память или сниженная концентрация внимания;
  • Если причина в отношениях с педагогом, постарайтесь разобраться, почему отношения не складываются, и сделать все возможное, чтобы их наладить. Если это не получается — поменяйте педагога;
  • Если у ребенка есть объективные причины для возникновения трудностей в обучении, постарайтесь ему помочь: изменить программу обучения на более подходящую, показать ребенка врачу, чтобы тот разобрался, не нуждается ли ребенок в медикаментозной поддержке, психологу, который может посоветовать какие приемы лучше использовать, чтобы повысить эффективность обучения, отвести его на коррекционно-развивающие занятия;
  • Не нацеливайте ребенка на «пятерку». Объясняйте ему, что для жизни намного важнее старание и умение рассчитывать свои силы, чем сиюминутный результат;
  • Имейте ввиду, что даже самый слабый ученик хотел бы хорошо учиться, но не знает как это сделать;
  • Помните о том, что Ваши хорошие отношения с Вашими детьми, пожалуй, самое ценное, чем не стоит жертвовать ради отметок.

 




»
S
I
D
E
B
A
R
«
Globe-b
Copyright 2010 - 2016 "Импульс"

© 2010 Khruleva Elena/ Eyo