Сайт родителей детей с СДВГ (Синдромом дефицита внимания и гиперактивности)
 
Пушкин в детстве (10 цитат)

О гениях писать сложно! А уж тем более о таком великом писателе и поэте, как Пушкин. Особый мир дворянской культуры, который диктовал свои правила и формировал его личность, учителя, который умудрились развить и огранить талант или просто не мешали его развитию – все это само по себе заслуживает изучения и анализа… И лучше всего о таком человеке могут рассказать воспоминания его современников и биографические исследования историков. Позволю себе иногда их  комментировать. Живой портрет из глубины эпохи лишь вскользь замечает те черты характера будущего гения, которые мы сейчас «диагностируем» у наших детей, и с которыми «организованно боремся»…

1  «Мать Пушкина ни сердцем, ни умом не понимала сына, никогда и ничем не облегчила трудности и противоречия, с детства кипевшие в его своеобразной, страстной, нежной душе».

2. Старуха Янькова рассказывала: «В 1837 г., когда в феврале месяце пришло в Москву известие о печальной кончине славного сочинителя Пушкина, я тут припомнила о моем знакомстве с его бабушкой и со всею его семьею».

«Пушкины жили весело и открыто, и всем домом заведовала большая старуха Ганнибал, очень умная, дельная и рассудительная женщина; она умела вести дом как следует, и она также больше занималась и детьми: принимала к ним мамзелей и учителей и сама учила. Старший внук ее Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет девяти или десяти, со смуглым личиком, не скажу, чтобы слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались.

Иногда мы приедем, а он сидит в зале в углу, огорожен кругом стульями: что-нибудь накуролесил и за это оштрафован; а иногда и он с другими пустится в плясы, да так как очень он был неловок, то над ним кто-нибудь посмеется, вот он весь покраснеет, губу надует, уйдет в свой угол, и во весь вечер его со стула никто тогда не стащит: значит его за живое задели, и он обиделся, сидит одинешенек. Не раз про него говаривала Марья Алексеевна: «Не знаю, матушка, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что его ничем не уймешь; из одной крайности в другую бросается, нет у него средины. Бог знает, чем все это кончится, ежели он не переменится». Бабушка, как видно, больше других его любила, но журила порядком: «Ведь экой шалун ты какой, помяни мое слово, не сносить тебе своей головы».

3. В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва (1806 – 1852). Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне Ганнибал (после замужества дочери она поселилась с Пушкиными) и прятался в ее рабочую корзинку, где его уже не смели тревожить. Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке; от нее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине.

Раннее развитие, по-видимому, не сблизило Пушкина с родителями; его характер продолжали исправлять, ломая его волю, а он оказывал энергическое сопротивление. В результате отношения обострились настолько, что 12-летний мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с удовольствием покинул родительский дом.

4. «Не знаю, каков он был потом, но тогда глядел рохлей и замарашкой, и за это ему тоже доставалось… Мальчик Грибоедов, несколькими годами постарше его, и другие их товарищи были всегда так чисто хорошо одеты, а на этом всегда было что-то и неопрятно, и сидело нескладно»

5. Лицейский анекдот: император Александр, ходя по классам, спросил: «Кто здесь первый?» — «Здесь нет, ваше императорское величество, первых; все вторые», — отвечал Пушкин.  (Импульсивность, отсутствие субординации! Отвечать высокой особе, как и теперь, должен был учитель.)

6. В Лицее занятия продолжались своим чередом. Пушкину все давалось нелегко. Учился он неровно и очень не любил математику. Как-то в математическом классе вызвали его к доске и задали алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и писал какие-то формулы.
«Что же вышло? Чему равняется икс?» — спросил наконец преподаватель.
«Нулю», — улыбаясь, ответил Пушкин.
«…У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Но случалось, что тот же преподаватель математики изгонял его из класса, когда, забыв об уроке, Пушкин весь углублялся в чтение посторонних книг. По этому поводу лицеисты даже песенку сочинили:
А что читает Пушкин?
Подайте-ка сюды!
Ступай из класса с богом,
Назад не приходи!

7. Читал Пушкин очень много как на русском, так и на французском языке. За это товарищи прозвали его «французом», на что он во время войны особенно сердился. Из произведений русских писателей он увлекался тогда стихами Державина, Жуковского, Ломоносова, Батюшкова, читал комедию Фонвизина «Недоросль», только что вышедший сборник басен Крылова и много других книг. В Лицее была большая, хорошая библиотека.

«Все мы видели,— рассказывал позднее Пущин,— что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это часто бывает в те годы. Однако ж иные науки ему были очевидно неинтересны или интересны до того момента, как из них было возможно выделить истории (сюжет)».

8. Кайданов,  преподававший географию и историю, говорил о Пушкине: «при малом прилежании, оказывает очень хорошие успехи».

Куницын, профессор логики и нравственных наук, пишет: «весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне неприлежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения». (утомляемость)

9. Из товарищей знавшие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его; большинство, замечавшее только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считало его себялюбивым и тщеславным; … Раздражительность, принесенная Пушкиным еще из дому, получила здесь новую пищу вследствие такого отношения большинства товарищей; будущий поэт сам наталкивался на ссоры, a так как он, несмотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой находчивостью, то далеко не всегда мог оставаться победителем и раздражался еще более. Предаваясь неумеренной веселости днем, Пушкин часто проводил бессонные ночи в своем № 14 (здесь прожил он целые 6 лет), то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей.  (раздражительность, гиперактивность, возбудимость)

10. Карл Иванович Бланк, архитектор саровской колокольни, ставшей символом города. Ученик Растрелли, он построил много великолепных сооружений и, в частности, имение одному из богатейших людей России графу Шереметеву – Кусково.

Сын К. И. Бланка (архитектор саровской колокольни. Ученик Растрелли, построил много великолепных сооружений и, в частности усадьбу Кусково) Борис Карлович Бланк дружил с Василием Львовичем Пушкиным, дядей поэта. Б. К. Бланк и В. Л. Пушкин были довольно известными поэтами своего времени и часто беседовали о поэзии. Любопытна такая полемика между ними, запечатленная современниками:

- Что вы думаете относительно своего племянника Саши? – спрашивал Борис Карлович у своего приятеля в 1815 году.

- Племянник мой картежник и повеса. Боюсь, что из него ничего путного не выйдет, – отвечал Василий Львович.

- Не могу с вами согласиться, Саша Пушкин станет великим поэтом, – отвечал Бланк.

——————————————————————————————————————

1. Ариадна Тыркова-Вильямс «Жизнь Пушкина»

2 и 4 – Рассказы Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, зап. и собр. ее внуком Д. Благово. Л., 1988.

3 и 6. Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.).

http://www.rulex.ru/01160751.htm

7. Н.С.Шер «Александр Сергеевич Пушкин»
Рассказы о русских писателях; Государственное Издательство Детской Литературы, Министерство Просвещения РСФСР, Москва, 1960 г.
OCR Biografia.Ru

8. http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/pushkin.html

9. Ю.М. Лотман. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя

10. В.А.Назаров «Бывают странные сближения…»  http://pravkniga.ru/intlibs.html?id=167

Автор подборки:  Селена (постоянный посетитель форума «Наши невнимательные гиперактивные дети!» и  админ  форума Импульса)




»
S
I
D
E
B
A
R
«
Globe-b
Copyright 2010 - 2016 "Импульс"

© 2010 Khruleva Elena/ Eyo